ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖД ДЕТСКИЙ САД № 32»
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «25» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Художественно - эстетической направленности
«Вокальная студия»
для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
срок реализации 4 года
2025 г.
Структура программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
Основные принципы обучения пению
Возрастная характеристика особенностей развития детей 3-4 лет
Возрастная характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
Возрастная характеристика особенностей развития детей 5-6 лет
Возрастная характеристика особенностей развития детей 6-7 лет
Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка
2.2. Приёмы обучения пению
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности по вокалу
2.6. Перспективно-календарный план непосредственно образовательной
деятельности кружка «Музыкальная радуга»
2.7. Педагогический мониторинг качества музыкального образования
по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
3.2. Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
3.3. Список литературы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального,
познавательного развития. Благодаря пению у ребёнка развивается
эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность
просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное
мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие,
формируются высшие психические функции, обогащаются представления об
окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и
других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано,
чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые
на
занятиях
по
вокальному
пению,
оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. В соответствие с ФГОС ДО
наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально
оздоровительной деятельности, являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и
навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю,
чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в
самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих
способностей.
Программа дополнительного образования разработана с учётом программ:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С.
Комарова, М.А. Васильева);
• Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.;
И методических пособий:
• Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения;
• Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 3-7 лет;
• Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
• Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ;
• Морева Н.А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;
• Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.
Программа составлена с учётом нормативных документов:
• Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51 Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N o ll5 5 ;
• ФГОС ДО No30384;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях 2.4.1.3049-13;
• Конвенция о правах ребенка.
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных
данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа вокальной студии «Музыкальная радуга» в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей
пению в возрасте 3-7 лет. В ходе реализации программы сочетается групповая
(работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В
коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми
вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой
аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику,
проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальной
студии, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с
шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки
выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной
подготовке, прочном
освоении музыкального репертуара и вокально
интонационных навыков могут привлекаться к участию в конкурсах,
фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены,
прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении
вокального материала.
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному
образованию.
Цель Программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и
радостным, развивать певческие
способности детей в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие
и игровые технологии.
Задачи:
Воспитательные
• Воспитывать нравственно-коммуникативные
дошкольника;
• Формировать музыкальную культуру;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
качества
личности
Развивающие
• Развивать музыкально-эстетический вкус;
• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию,
используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;
• Расширять диапазон певческого голоса;
• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Обучающие
•
Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране
голоса;
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной,
эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;
• Привить навыки сценического поведения.
Оздоровительные
•
Укреплять
физическое
и
психическое
здоровье
через
здоровьесберегающие технологии;
• Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения
соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.
1.3. Основные принципы обучения пению
• Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в
процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них
любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир
ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
• Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем
вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми
соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
• Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в
начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно
переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
• Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет
так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие
различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение,
мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие.
Основной прием наглядности - это образец исполнения песни
педагогом.
• Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной,
волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным
репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей
имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
• Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы
повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс,
внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть
не просто механическим повторением, а сознательным его
воспроизведением.
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 3-4 лет
У детей младшего возраста сила голоса невелика, индивидуальные
тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко
выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные
трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту
ответственность и то внимание, с которыми нужно подходить к работе по
постепенному расширению диапазона звучания. Неразвитый диапазон голоса
заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в
более низкие тональности.
1.5. Возрастная характеристика особенностей развития детей 4-5 лет
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У
них окреп голос, увеличился диапазон ре - си, дыхание стало более
организованным, хотя всё ещё довольно поверхностное. У детей этого
возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят
отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е.
улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью,
слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки,
расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение
мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после
вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с
инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса
взрослого).
1.6. Возрастная характеристика особенностей развития детей 5-6 лет
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов
высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на
формирование
голосового
аппарата
и
на
развитие
слуховой
активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью
и ранимостью. Г ортань с голосовыми связками ещё недостаточно
развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами.
Г рудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому
голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно,
поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в
которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В
этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело,
его надо избегать.
1.7. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6 -7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного
мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более
устойчивой вокально-слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые
мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование
происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение
следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно
влияет и на выразительность исполнения. Надо учить, детей петь, не
напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них
разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он
станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет
певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание
становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе
песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется
диапазон д о - р е . Дети правильно интонируют мелодию.
1.8. Целевые ориентиры освоения Программы
• Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в
импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в
сопровождении музыкального инструмента;
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения;
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно
и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя,
усиливая и ослабляя звучание);
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные
ее отрезки с аккомпанементом;
•
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
• Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Ожидаемый результат. Результатом деятельности вокальной студии станет
формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков,
выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в праздниках,
конкурсах и фестивалях различного уровня.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2Л. Основные направления образовательной работы вокальной студии
• При обучении детей пению следить за правильным положением
корпуса.
• Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без
крика и напряжения.
• Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных
в умеренном и медленном темпах.
• Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом
пения и между музыкальными фразами.
• Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно,
выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
• Способствовать
прочному
усвоению
детьми
разнообразных
интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического
движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона
детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к
низким звукам и наоборот.
• Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу студии два
взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах
коллективного исполнительства:
• песни хором в унисон
• группами (дуэт, трио и т.д)
• тембровыми подгруппами
• при включении в хор солистов
• пение под фонограмму
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно
соблюдение следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений;
• активная концертная деятельность детей;
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на
улице, в гостях;
•
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально
дидактические игры, пособия);
• звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, микрофоны);
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с
детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого
разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса
ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную
вокально-певческую постановку корпуса.
2.2. Приемы обучения пению
• Показ с пояснениями.
Пояснения, сопровождающие показ
музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни.
Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без
показа.
• Игровые приёмы. Использование игрушек, картин, образных
упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными,
повышают активность детей, развивают сообразительность, а также
закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
• Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам
на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в
зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной
группе.
• Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от
возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает
ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять
детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Музыкально-дидактические игры и упражнения;
Концертные выступления;
Участие в творческих конкурсах различного уровня.
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную
работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют
формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического
чувства включает решению следующих задач:
1. П евческая установка
Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».
Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи
расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать
несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На
репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
2. Д ы хание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В
певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.
Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы
всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется
живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный
процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не
позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого
дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей, делать вдох через нос. Это
способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох
через нос стимулирует использование при голосообразовании головного
резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что
способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен
пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится
почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать
вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое
значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется
только при вдохе через нос). Работая над экономным и более или менее
продолжительным выдохом, достигается протяжённость дыхания. Для
продолжительного выдоха необходимо научить детей, делать достаточно
глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному
и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для
развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на
одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.
3. А рт икуляционная работа
Правильное
формирование
гласных
звуков.
От
правильного
формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым
и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть,
полость рта раскрывается широко, глотка становится
узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата,
освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости
звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная
полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует
нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей
природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует
в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания
голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной
«у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется
глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных.
Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к
певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо
и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который
ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению
гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка,
губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц»
невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от
верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при
активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные
оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой
вялости - слоги с согласным «д».
4. Выработка подвиж ности голоса
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного
пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -искусство
исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа
(ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В
работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь
упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в
умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расш ирение певческого диапазона детей
Этому виду работы хороню способствуют технические упражнения,
начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума
затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины
диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в
интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону,
исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за
звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым
звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
6. Развит ие чувства мет роритма
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических
упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в
песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано
педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению
таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать
детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения,
распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в
песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с
помощью педагога.
8. Работа над чистотой инт онирования
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала
следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность.
Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется
упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной
мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования
мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми
местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений.
Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении учить детей, прислушиваться друг к другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженной
артикуляции. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала
и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться
выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему
звучанию.
10. Формирование сценической культуры
Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным
возможностям. Необходимо, учить детей, пользоваться звукоусилительной
аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально
техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и
созданию сценического образа.
2. 5. С труктура непосредственно-образовательной деятельности
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения
4. Упражнения для подготовки голоса к пению с использованием
скороговорок, чистоговорок.
5. Упражнения для распевания
6 . Разучивание новых песен.
М етодические приёмы:
1. Приёмы разучивания песен проходит по трём этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его
как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приёмы, касающиеся только одного произведения:
• споём песню с полузакрытым ртом;
• слоговое пение («ля», «бом» и др.);
• хорошо выговаривать согласные в конце слова; произношение слов
шёпотом в ритме песни;
• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
• использовать элементы дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приёмы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется, а капелла)',
• образные упражнения;
• вопросы;
• оценка качества исполнение песни.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем,
удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по
полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может
быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений
является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная
разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения её
продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима
пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.
Работа над выразительным артистичным исполнением.
2.6. Перспективно-календарный план непосредственно образовательной
деятельности вокальной студии «Музыкальная радуга»
сен т ябрь
№
п /п
С одерж ание
работ ы
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу
«Приветствие»
модель И. Евдокимовой
«Здравствуйте» М.Картушина
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Скороговорки
Чистоговорки
Упражнять в точном
интонировании трезвучий,
удерживать интонации
повторяющихся звуках.
Выравнивание гласных и
согласных звуков. Следить за
правильной певческой
артикуляцией.
Чётко проговаривать текст,
включая в работу
артикуляционный
аппарат; проговаривать
с разной интонацией
(удивление, повествование,
Е «Прогулка» (занятие-игра).
2. «Паровоз» - короткий вдох,
долгий выдох;
3.
«Машина»- вибрация губ
4. «Самолёт»- на звук «У»
(протяжно на цепном
дыхании,
повышая и понижая голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
П р о г р а м м н ы е за д а ч и
М у зы к а л ь н ы й р е п е р т у а р
1 «Еоворил попугай попугаю»
2 «Тигры»
3 «Вёз корабль карамель»
4 «Кит-рыба»
5.
Упражнения
для распевания
6.
Пение
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.
(Далее задачи те же).
Работа над интонированием
поступенного и скачкообразного
движения мелодии вверх и вниз
Побуждать детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
Побуждать детей исполнять
песни лёгким звуком в
подвижном темпе и напевно в
умеренном;
Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять
логические ударения в
музыкальных фразах, отчётливо
пропевать гласные и согласные в
словах. Побуждать детей
исполнять песни а капелла
1. «Котёнок и бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и Медведь»
А. Евтодьевой
«Хорошо в лесочке»,
муз. и сл.Е. Шаламоновой
«Дождик»
муз.и сл. М.Парцхаладзе.
«Шла весёлая собака»
сл.НПикулёвой.
муз.Е.Поплянова
«Есть у Катеньки дружок» сл.
и муз.Т. В.Бокач
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
окт ябрь
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
Психологическая настройка на
занятие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Скороговорки
Чистоговорки
Подготовка голосового аппарата
к дыхательным, звуковым играм,
пению. Способствовать
правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья
детей
Работа над интонированием
трезвучий, удерживать
интонации на повторяющихся
звуках. Выравнивание гласных и
согласных звуков. Формировать
звучание голоса ближе к
фальцетному.
Чётко проговаривать текст,
включая в работу
артикуляционный
аппарат; проговаривать
с разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
Упражнения: 1. «В гости»
2. «Здравствуйте»
М. Картушина
Упражнения:
1 «Обезьянки»
2 «Лошадка»
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
Игра со звуком: «Волшебная
коробочка»,«Кто как кричит?»
муз. В. Иванникова.сл.
Е. Александрова
1. «Няня мылом мыла
Милу...»
2. «Сорок сорок ели сырок...»
5.
Упражнения
для распевания
6.
Пение
(обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.
Расширять диапазон детского
голоса, точно попадать на
первый звук. Слышать и
передавать поступенное и
скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
1.Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2.Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3 .Выполнять паузы, точно
передавать ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом песен;
4.Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко с
музыкальным сопровождением и
без него.
1. «Фокус-покус»
2. «Чудо-лесенка»
А.Евтодьевой
«Как кричит крокодил»
муз. и сл. А. Усачёва
«Песенка грибочков»
сл. и муз. М.В.Сидоровой
(Колокольчик№ 48.стр32)
«Тяв-тяв» В. Еерчик. сл. Ю.
Разумовского
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
ноябрь
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
Психологическая настройка на
занятие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Скороговорки
Чистоговорки
Подготовка голосового аппарата
к дыхательным, звуковым играм,
пению. Способствовать
правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья
детей
Работа над интонированием
трезвучий, удерживать
интонации на повторяющихся
звуках. Выравнивание гласных и
согласных звуков. Формировать
звучание голоса ближе к
фальцетному.
Чётко проговаривать текст,
включая в работу
артикуляционный
аппарат; проговаривать
с разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
Упражнения: 1. «В гости»
2. «Здравствуйте»
М. Картушина
Упражнения:
1. «Обезьянки»
2. «Весёлый язычок»
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
Игра со звуком: «Волшебная
коробочка»,«Кто как кричит?»
муз. В. Иванникова.сл.
Е. Александрова
1. «Няня мылом мыла
Милу...»
2. «Сорок сорок ели сырок...»
3. «Шла С аш а...»
5.
Упражнения
для распевания
6.
Пение
(обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.
Расширять диапазон детского
голоса, точно попадать на
первый звук. Слышать и
передавать поступенное и
скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
1.Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2.Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3 .Выполнять паузы, точно
передавать ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом песен;
4.Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко с
музыкальным сопровождением и
без него.
1. «Фокус-покус»
2. «Чудо-лесенка»
3. «Храбрый портняжка»
А.Евтодьевой
«Лошадка» муз. Н. Бордюг
сл.Э Костиной
«Енотик» муз. П.Синявский
«Слон и скрипочка»
муз. О. Юдахиной
сл. В. Татариновой
(Песенка для малышей
стр.20)
«Ехали» сл. Волгиной
муз. А. Филиппенко
«Ёлочка» муз. Л. Бекман
сл. Р. Кудашевой
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
декабрь
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Скороговорки,
стихи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса
Упражнять детей «рисовать»
голосом, изображать звуковой
кластер; Побуждать детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального
действия.
Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
1. «Приветствие» модель
И. Евдокимовой
2. «Здравствуйте»
М.Картушина
«Лошадка» - прищёлкивание,
язычок; «Паровоз» короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос)
Пропевание гласных
« А-О-У-ИЭ» в разной
последовательности
Игра голосом: «Звуки
Вселенной» модель Т.
Боровик. (Восход и заход
солнца; парад планет унисон). «По волнам»,
«Качели», «По кочкам»
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка», «На дворе трава»
5.
Упражнения
для распевания
6.
Пение
аппарат; развивать образное
мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Побуждать детей использовать
различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
Закреплять у детей умение
чисто интонировать при
поступенном движении
мелодии, удерживать
интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности, петь в
унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос
согласных, тянуть звук как
ниточку. Способствовать
развитию у детей
выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь
под фонограмму. Формировать
сценическую культуру
(культуру речи и движения)
Знакомый репертуар
«Храбрый портняжка»
«Золушка и сёстры»
А.Евтодьевой
Знакомый репертуар
«Снег-снежок»
муз.Н.Бордюг
«Ёлочка» муз. М. Красева
сл. 3. Александровой
«Берегите ёлочку»
муз. Усачёва.
«На мосточке» сл. Е. Бойко
муз. А.Филиппенко
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
январь
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе В.
Емельянова
Интонационно
фонетические
упражнения
3.
4.
Скороговорки,
стихи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу
Подготовка речевого аппарата к
дыхательным и звуковым
играм. Развивать дикцию и
артикуляцию
Побуждать детей ощущать и
передавать интонацию в пении
упражнений. Побуждать детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального
действия.
Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
«Приветствие»
модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина
Работа с губами: (покусать
зубами верхнюю и нижнюю
губу). Упр. «Я обиделся», «Я
радуюсь»
«Крик ослика» (И - а...)
«Крик в лесу» (А - у)
«Крик чайки» (А! А!)
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок»
(Мяу жалобно)
«Король на корону копейку
копил».
5.
Упражнения для
распевания
6.
Пение
аппарат; Развивать образное
мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Побуждать детей использовать
различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
Продолжать работу над
развитием голоса детей. Петь
плавно, добиваясь чистоты
звучания каждого интервала
1. Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом
пения; 2. Совершенствовать
умение вовремя начинать пение
после музыкального
вступления, точно попадая на
первый звук; 4. Чисто
интонировать в заданном
диапазоне; 5. Закреплять
навыки хорового и
индивидуального пения с
музыкальным сопровождением
и без него. 6. Совершенствовать
исполнительское мастерство. 7.
Побуждать детей работать с
микрофоном
Чтение текста песен
Знакомый репертуар
1. «Волк и красная шапочка»
2. «По щучьему веленью»
А.Евтодьевой
«То снежинки, как пушинки»
сл.Е.Бойко.
сл.А. Филиппенко
«Солдатик Оловянный» сл.
В Татаринова. (Сб . А мы на
уроке играем стрбЗ.)
«Песенка про хомячка»
муз. и сл. Л.Абелян.
(стр11.сб.Любимые песни
малышей.)
Повторение знакомых песен
к о л и ч е с т в о за н я т и й —8 /6 *
ф е вр а л ь
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей
Упражнять детей выполнять
голосом глиссандо снизу вверх
и сверху вниз с показом
движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах,
долго тянуть звук -У - меняя
при этом силу звучания.
Развивать ритмический слух
«Приветствие»
модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина
1. «Прогулка» занятие-игра
2. «Паровоз» - короткий вдох,
долгий выдох «Машина»вибрация губ «Самолёт»- на
звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая и
понижая голос)
«Самолёты»,
«Самолёт летит»
М. Карту шиной
«Мороз», «Снежинка» по
Л .А.Емельяновой
4.
Скороговорки
Чистоговорки
5.
Упражнения для
распевания
6.
Пение
Чётко проговаривать текст,
включая в работу
артикуляционный
аппарат; проговаривать
с разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и показывать
действия
Упражнять детей во взятии
глубокого дыхания. Развивать
артикуляцию, прикрытый звук
1. Уточнить умение детей
вовремя вступать после
музыкального вступления,
точно попадая на первый звук;
2.Чисто интонировать в
заданном диапазоне.
3.Совершенствовать умение
детей петь с динамическими
оттенками, не форсируя звук
при усилении звучания. 4.
Развивать вокальный слух,
исполнительское мастерство,
навыки эмоциональной
выразительности. 5.Побуждать
детей работать с микрофоном
«Вёз корабль камень»
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал - думал»
«Три медведя» А.Евтодьевой
Знакомые распевки
Е«Солнечные зайчики»
сл. В. Татаринова
муз. Е. Поплянова
2. «Модницы» И.Ростовцева
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
м арт
1.
Игра-приветствие
Психологическая настройка на
занятие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Чистоговорки
Подготовка голосового аппарата
к дыхательным, звуковым играм,
пению. Способствовать
правильному звукообразованию,
охране и укреплению здоровья
детей
Формировать звучание голоса в
разных регистрах, показывая
высоту звука рукой. Следить за
правильной артикуляцией.
Проговаривать с разной
интонацией (удивление,
повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
повышая голоса), интонацией
(обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на
одном звуке.
Упражнение: «В гости»
«Здравствуйте»
М.Картушина
Упражнения:
«Обезьянки»
«Весёлый язычок»
«Лягушка и кукушка»
Игры со звуком: «Волшебная
коробочка»; «Волшебные
предметы»
«Няня мылом мыла М илу...»
«Сорок сорок ели сырок...»
«Шла С аш а...»
Знакомый материал.
5.
Упражнения для
распевания
6.
Пение
Расширять диапазон детского
голоса. Упражнять детей точно
попадать на первый звук.
Самостоятельно попадать в
тонику. Развивать «цепное»
дыхание, уметь интонировать
на одном звуке. Упражнять
связывать звуки «легато»
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в
унисон, а капелла, пропевать
звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос
согласных, тянуть звук как
ниточку. Способствовать
развитию у детей
выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у
детей петь под фонограмму и с
микрофоном. Формировать
сценическую культуру
(культуру речи и движения)
1. «Теремок» Л.Олифировой
2. «Вот такая чепуха»
И.Рыбкиной
«Мама» А.Ермолаева
«Песенка про манную кашу»
муз. и сл. Л. Абелян (стр.12
любимые песни малышей.)
«Ц,ыплёнок»
муз. Е. Папановой
сл. О. Рахманова диск
(Летний дождь №6)
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
апрель
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Скороговорки
Стихи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к
работе над развитием голоса
Формировать более прочный
навык дыхания, укреплять
дыхательные мышцы,
способствовать появлению
ощущения опоры на дыхании
Упражнять детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат; развивать образное
мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Формировать слуховое
восприятие.
Е «Приветствие»
модель И. Евдокимовой
2. «Здравствуйте»
М.Картушина
«Лошадка» - прищёлкивание,
язычок; «Паровоз» короткий вдох, долгий
выдох; «Машина»- вибрация
губ; «Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос)
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка», «На дворе трава»
Знакомый репертуар.
«Я хороший»
«Да и нет» В.Н.Петрушина
5.
Упражнения для
распевания
6.
Добиваться более лёгкого
звучания; развивать
подвижность голоса.
Удерживать интонацию на
одном повторяющемся звуке;
точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус,
настроение детей, уметь
раскрепощаться.
Продолжать побуждать детей
петь естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами, и перед началом
пения. Чисто интонировать в
заданном диапазоне. Закреплять
навыки хорового и
индивидуального
выразительного пения.
Формировать сценическую
культуру. Продолжать
побуждать детей работать с
микрофоном
1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и петух»
А. Евтодьевой
«Сороконожки» сл.Н.
Пикулёвой. муз.
Е.Поплянова. (ст. 20. сб. А
мы на уроке играем)
«Песенка Леопольда»
муз. Б. Савельева,
сл. А. Хайта.(Сбор.
«Буратино» стр 24.»)
«Весёлый поезд»
муз. 3. Компанейца.
сл. О. Высотской.стр21
к о л и ч е с т в о з а н я т и й —8
м ай
1.
Коммуникативная
игра-приветствие
Психологическая настройка на
работу
2.
Артикуляционная
гимнастика по
системе
В. Емельянова
3.
Интонационно
фонетические
упражнения
4.
Скороговорки
Стихи
Закреплять работу по развитию
певческого голоса,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Закреплять умение выстраивать
голосом звуковую линию;
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь
осмысленного, эстетичного,
выразительного музыкального
действия.
Закреплять умение детей чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный
аппарат; развивать образное
мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Использовать различные
эмоциональные выражения:
1. «Приветствие» модель И.
Евдокимовой
2. «Здравствуйте»
М.Картушина
«Прогулка» М. Лазарев
Е олосовая разминка:
«Весна», модель Т.Боровик
Проговаривание текста
песен, попевок. Знакомый
репертуар.
5.
Упражнения для
распевания
6.
Пение
грустно, радостно, ласково,
удивлённо и.т.д.
Повысить жизненный тонус,
настроение детей,
эмоциональное благополучие,
уметь раскрепощаться.
Закреплять вокальные навыки
детей.
Совершенствовать вокальные
навыки: 1. Петь естественным
звуком без напряжения; 2.
Чисто интонировать в удобном
диапазоне; 3. Петь а кап елла ,
под аккомпанемент, под
фонограмму; 4. Слышать и
оценивать правильное и
неправильное пение; 5.
Самостоятельно попадать в
тонику; 6. Самостоятельно
использовать навыки
исполнительского мастерства,
сценической культуры.
«Только смеяться»
«Я хороший»
Знакомый репертуар
1. «Про меня и муравья» муз.
и сл.Л. Абелян.
(стр.31.Любимые песни
малышей.)
2. «Как у наших у ворот» р.
н.п.
к о л и ч е с т в о за н я т и й —8 /7 *
*- с у ч ё т о м п раздн и ч н ы х дней
2.7. Педагогический мониторинг качества музыкального
по программе «Ладушки»
образования
Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе
параметров диагностики программы «Ладушки» И. Каплуновой и И.
Новоскольцевой.
В мониторинг входит:
• Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений
и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных
способностей воспитанников.
• Оценка качества промежуточных результатов программы.
Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в
год (сентябрь-май) в форме группового и индивидуального обследования. Все
данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы:
ФИО.
Восприятие
1 2
3
4
5
6
Пение
7
8
1
2
3
Музыка и движение
4
1
2
3
1.
2.
Диагностические задания
Восприятие
4
5
Музыкальное
творчество
1
2
4
3
Цель
Методика
выявления
Уровни
1.Выявить умение
ребенка
эмоционально
отзываться на
музыку разного
характера
Педагог
предлагает
ребенку
прослушать
произведение и
наблюдает за его
эмоциональными
проявлениями
III. Ребенок
эмоционален, во
время звучания
музыки
внимательно и
увлеченно слушает,
просит повторить.
II. Ребенок слушает
музыку, иногда
отвлекаясь, не
выражая особенных
эмоций.
I. Слушает музыку
без интереса, часто
отвлекаясь.
2. выявить умение
детей определять
музыкальный жанр
(танец: пляска,
полька, вальс; песня
- марш)
Педагог
предлагает
ребенку
прослушать
произведения и
определить их
жанр
III. Ребенок
самостоятельно
определяет жанр
произведений
II. Педагог
предлагает
определить характер
музыки и подумать,
что можно делать
(как двигаться) под
эту музыку,
предлагает
рассмотреть
картинки, на
которых
изображены танцы:
пляска, вальс;
марширующие
солдаты, и певцы.
I. Ребенок не
справился с
заданием.
3.Выявить умение
определить форму
музыкального
произведения
Педагог
предлагает
ребенку
прослушать
произведение и
просит ребенка
определить его
форму
III. Ребенок
самостоятельно
определяет форму
произведения.
II. Если
затрудняется с
ответом, педагог
задает наводящие
вопросы «как
звучала музыка
вначале?», «какой
она стала потом?»,
Баллы Оборудование
3
2
1
3
2
1
3
2
1
Иллюстрации к
пьесам
Картинки и
иллюстрации к
пьесам
предлагает ребенку
рассмотреть
картинки.
I. Не справился с
заданием.
4. Выявить умение
детей определять
средства
музыкальной
выразительности,
высказываться о
них, соотнося свои
высказывания с
эмоционально образным
содержанием
музыки.
Педагог
предлагает
прослушать
произведение. «О
чем рассказала эта
музыка? Как она
рассказала об
этом? Что ты
услышал в
музыке?».
III. Ребенок
самостоятельно
отметил все
средства
выразительности
(темп, динамику,
регистр)
П.Педагог просит
определить характер
музыки, средства
выразительности,
создающие образ,
предлагает
рассмотреть
иллюстрации.
Ребенок определил
1-2 средства
музыкальной
выразительности
I. Ребенок не
справился с
заданием
3
2
1
5. Выявить умение
соотнести
содержание музыки
с эмоционально образным
содержанием
картины,
стихотворения
Педагог
предлагает
прослушать
музыкальное
произведение,
стихотворения,
рассмотреть
иллюстрации и
определить, какое
стихотворение и
иллюстрация
созвучно музыке.
III. Ребенок
справился
самостоятельно
II. Педагог
предлагает
определить характер
и настроение
музыки, настроение
и содержание
картины, о чем
рассказывает
стихотворение и
соотнести их
I. ребенок не
справился с
заданием
3
2
1
6. Определить
умение ребенка
различать высокие и
низкие звуки в
пределах квинты,
кварты.
(методика
Э. Костиной)
Педагог говорит
ребенку, что
сегодня утром, он
слышал, как
птичка мама
разговаривала со
своим сыночком.
Вот так пела
Ш.Ребенок
определяет звуки
самостоятельно
либо с
незначительной
подсказкой
взрослого: педагог
показывает птицу и
3
2
1
Иллюстрации к
пьесам
Дерево,
игрушки птичка
и птенчик,
металлофон.
7. Выявить умение
ребенка слышать
долгие и короткие
звуки.
(методика
Э. Костиной)
птичка мама
(играет), а вот так
ей отвечал
сыночек (играет).
Послушай и
скажи, кто сейчас
поет (играет
низкий - высокийнизкий).
птенчика, сажает их
на соответствующие
ветки и снова
повторяет их
"голоса". Затем
предлагает
послушать, чей
голос звучит?
П.Педагог: "Птичкамама пела "низким"
голосом. Посади
птичку на нижнюю
ступеньку
«музыкальной
лесенки» сыграй на
ней и послушай, как
она звучит... а
птенчик поет
"высоким" голосом,
посади птенчика на
верхнюю ступеньку,
сыграй на ней и
послушай, какой
высокий голос у
птенчика... Теперь
отвернись,
послушай и скажи,
кто тебя зовет?"
I. Не справился с
заданием.
Педагог
объясняет, что в
гости пришли
игрушки, каждый
из гостей любит
"свою" музыку.
Играет
музыкальные примеры и объясняет,
кому они соответствуют.
Затем ребенку
только по хлопкам
предлагается
отгадать музыку:
"Слушай
внимательно. Я
буду хлопать так,
как сейчас звучала
музыка. А ты
отгадай, для какой
III. Ребенок
самостоятельно
определил, кому
соответствует ритм.
II. Ребенку ещё раз
дают послушать
музыку и
характеризуют
движения игрушек
под
соответствую щую
музыку (можно
предложить
прохлопать её
самому). Затем ещё
раз предлагается по
хлопкам отгадать
ритмические
рисунки.
I. Не справился с
заданием.
3
2
1
Игрушки петух,
курица,
цыпленок
игрушки я
хлопаю?".
8. Выявить умение
узнавать знакомую
мелодию по
ритмическому
рисунку
Педагог
предлагает
ребенку узнать
песню,
проигрывает
ритмический
рисунок какойлибо песни и
спрашивает
«Какая это песня?»
III. Ребенок узнал
все песни
II. Педагог
предлагает ребенку
спеть песни из
«Музыкального
букваря»
Н.Ветлугиной,
рассмотреть
иллюстрации,
прохлопать их
ритмический
рисунок, затем
проигрывает
ритмический
рисунок песни и
просит сказать,
мелодия какой
песни сейчас
прозвучала.
I. Ребенок не
справился с
заданием
3
2
1
Иллюстрации из
«Музыкального
букваря»
ПЕНИЕ
1.Выявить умение
ребенка петь
естественным
голосом, напевно
Педагог
предлагает
ребенку спеть
знакомую песенку
III. Ребенок поет без 3
напряжения,
2
естественным
1
голосом
II. Педагог обращает
внимание на то, что
петь нужно напевно,
не напрягаясь, не
кричать и просит
спеть еще раз
I. Не справился с
заданием.
2. Выявить умение
ребенка петь
выразительно,
передавая характер
песни, ее темповые и
динамические
особенности
Педагог
предлагает
ребенку исполнить
знакомую песню
III. Ребенок
исполняет песню
выразительно,
передавая характер
песни, ее темповые
и динамические
особенности
II. Педагог обращает
внимание на
средства
музыкальной
выразительности,
Иллюстрации к
песне
3
2
1
Иллюстрации к
песне
характер песни и
просит спеть
выразительно.
Ребенок исполняет
песню недостаточно
выразительно
I. Не справился с
заданием (не поет
вообще).
3. Выявить умение
ребенка чисто
интонировать с
музыкальным
сопровождением и
без него
Педагог
предлагает
ребенку исполнить
знакомую песню
III. Ребенок
исполняет песню,
чисто интонируя
мелодию.
II. Педагог
предлагая ребенку
обратить внимание.
Ребенок частично
справился с
заданием.
I.He справился с
заданием
4. выявить умение
ребенка дать оценку
качества пения
других детей
Педагог
предлагает детям
спеть знакомую
песню, а ребенку
предлагает
оценить пение
других детей
III. Ребенок
3
2
правильно
оценивает пение
1
детей,
самостоятельно дает
характеристику
исполнения песни
(темп, динамика,
эмоциональная
выразительность,
четкость пропевания
текста)
II. Ребенок частично
может оценить
пение других детей,
дает однозначный
ответ.
I. Не справился с
заданием
Иллюстрации к
песне
3
2
1
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
1. Выявить умение
ребенка
выразительно и
ритмично двигаться
в соответствии с
характером музыки,
ее жанром
Педагог исполняет
произведение и
предлагает
ребенку
подвигаться в
соответствии с
характером.
III. Двигается
самостоятельно
ритмично и
выразительно, в
соответствии с
характером и
жанром музыки
II. Педагог повторно
исполняет
3
2
1
Иллюстрации к
музыке
произведение и
просит определить
характер музыки,
жанровую основу
(можно рассмотреть
иллюстрации),
обсуждает движения
и просит ребенка
еще раз выполнить
задание.
I. Не справился с
заданием.
2. Выявить умение
ребенка отражать
особенности
музыкальной речи в
движении
Педагог исполняет
произведение и
предлагает
ребенку
подвигаться
III. Ребенок
отражает
особенности
музыкальной речи в
движении
(музыкальные
фразы)
П.Педагог повторно
исполняет
произведение и
обсуждает с
ребенком строение,
фразировку, темп и
др. И предлагает
снова выполнить
задание.
I. Ребенок не
справился с
заданием.
3. Выявить умение
ребенка реагировать
на смену частей
музыкального
произведения, фраз
Педагог исполняет
произведение и
предлагает
ребенку
подвигаться
III. Дети
3
2
самостоятельно
меняет движения в
1
соответствии со
сменой частей
музыки. Подбирает
движения адекватно
характеру музыки.
II. Педагог
обсуждает с
ребенком характер
музыки, как он
меняется и
напоминает ему, что
движения должны
соответствовать
характеру музыки, и
в соответствии со
сменой характера
музыки нужно
менять и движения
3
2
1
I. Не справился с
заданием.
4. Выявить умение
ребенка двигаться
под музыку легко и
пластично
Педагог
предлагает
ребенку исполнить
знакомую
композицию или
пляску
III. Ребенок
двигается под
музыку легко и
пластично
II. Педагог
напоминает, что
движения должны
быть легкими,
свободными,
показывает ребенку
движения, обращая
внимание на
легкость, плавность,
пластичность, и
предлагает снова
исполнить
композицию.
I. Не справился с
заданием (руки и
ноги напряжены).
5. Выявить владеет
ли ребенок
достаточным для
своего возраста
объемом
танцевальных
движений
Звучит
танцевальная
музыка, педагог
предлагает
ребенку
выполнить
танцевальные
движения, называя
их
Ш.Ребенок
3
выполняет все
2
движения четко и
1
правильно, без
напряжения
II. Ребенок частично
справился с
заданием
I. Не справился с
заданием.
3
2
1
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1. Определить
способность ребенка
к импровизации
простейших
мелодий на
заданный текст
соответствующего
характера
Педагог
предлагает
ребенку сочинить
песенку на
заданный текст
III. Песенная
импровизация
ребенка
соответствует
характеру и
настроению текста
II. Педагог просит
определить
настроение
четверостишья и
придумать песенку с
таким же
настроением и
характером.
Песенные
импровизации не
отличаются
3
2
1
Игрушки или
куклы би-ба-бо
оригинальностью,
однообразны.
I. Не справился с
заданием.
2. Выявить умение
ребенка дать
музыкальный ответ
на простой
музыкальный вопрос
Педагог задает
ребенку
музыкальный
вопрос и
предлагает дать
музыкальный
ответ
III. Ребенок
придумывает и дает
музыкальный ответ
на вопрос.
II. Педагог
предлагает свой
вариант ответа и
просит придумать и
спеть другой
вариант
I. Не справился с
заданием.
3
2
1
3. Выявить
способность ребенка
находить тонику в
предложенном
варианте.
Педагог
предлагает
прослушать
незаконченную
песенку и
заключительные
слова этой песни,
и говорит, что он
сейчас начнет
петь, а ребенок
должен закончить
песню.
III. Ребенок
самостоятельно
закончил песенку на
тонике.
II. Педагог
предлагает
прослушать песенку
еще раз, он начнет
петь и закончит. И
снова предлагает
ребенку выполнить
задание - закончит
песню (меняется
тональность).
Ребенок заканчивает
на устойчивом звуке
(звуки тонического
трезвучия - III или
V ступени)
I. Не справился с
заданием
(диссонанснеустойчивые
ступени).
3
2
1
4. Выявить умение
ребенка проявлять
творческое
воображение,
фантазию в передаче
игровых образов,
самостоятельно
выбирать способы
действий: походку,
жест, мимику,
движения.
Педагог играет
произведение и
просит ребенка
изобразить
персонаж.
III. Ребенок
самостоятельно
двигается в
соответствии с
характером музыки
и образом,
выразительно
передавая в
движении походку,
движения, жесты и
мимику (сердится,
3
2
1
Игрушка
кошечка, зайчик
и др.
ластится, пугается,
веселится).
II. Педагог
обсуждает с
ребенком характер
музыки, действия
того или иного
образа в той или
иной ситуации и
просит изобразить.
I. Ребенок не
проявляет интереса.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ЗЛ. Методическое обеспечение Программы
Для успешной реализации данной Программы необходимо материально
техническое обеспечение:
1. Звукоизолированное помещение - музыкальный зал;
2. Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, компьютер,
мультимедийное оборудование, микрофоны;
3. Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная,
познавательная;
4. Наличие
наглядно-дидактического
обеспечения:
портреты
композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и
пособия, детские музыкальные инструменты;
5. Соблюдение техники безопасности;
6. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста.
3.2. Организация режима работы вокальной студии в образовательном
учреждении
Учебный план работы студии
№
В о з р а с т д ет ей
В с е г о за н я т и й
/ч а с о в в н е д е л ю /
В с е г о за н я т и й
/ч а с о в в м е с я ц /
К о л -в о за н я т и й
/ч а с о в в г о д /
1.
2.
3 -4 го д а
4 -5 л е т
2 /6 0 м и н
2 /6 0 м и н
8 /4 ч а са
8 /4 ч а са
7 2 /3 6 ч а со в
7 2 /3 6 ч а со в
3.
5 -6 л е т
2 /6 0 м и н
8 /4 ч а са
7 2 /3 6 ч а со в
4.
6-7 лет
2/60 мин
8/4 часа
72/36 часов
Программа вокальной студии по развитию певческих способностей
дошкольников в условиях дополнительного образования детей в ДОУ
ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 3 до 7 лет и рассчитана
на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и
результатов диагностики их вокальных навыков. Занятие в вокальном кружке
проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий
соответствует возрастным нормам детей.
Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. В
течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в
концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
3.3. Список литературы
Программы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева),
М. «Мозаика-Синтез» - 2012.
2. Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И. А.
Методические пособия:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:
занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
2. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей, М., 2009г.
3. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», М.,
Просвещение, 1989г
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М., 2008г.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень:
развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.
6. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. Сфера, 2004г
7. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, Москва, изд. ТЦ,
"Сфера", 2008г.
8. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная
палитра», 2008г.
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей, Ярославль. 1997г.
10. Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития
голоса у детей 6 - 7 лет, М., 1988 г.
11. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель",
2009г.
12. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников, М.: Издательский центр
«Академия», 2000г.
13. Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших
дошкольников, Волгоград, 2009г.
14. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М.,
Издательство "Прометей", 1992г.
15. Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/ «Музыкальный
руководитель» № 1-2005г.
16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФ ИКАТЕ ЭП
Сертификат 259104131S019425271529237342999S90S6S9710672434
Владелец Клепинина Наталья Викторовна
Действителен С 31.0S.2023 по 30.03.2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФ ИКАТЕ ЭП
Сертификат 447200959609934981311677372486379060188671997350
Владелец Клепинина Наталья Викторовна
Действителен С 05.09.2024 по 05.09.2025